ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ) «ДАЛК» - НАДЕЖНО, КАЧЕСТВЕННО, ОПЕРАТИВНО.

ПУБЛИКАЦИИ

03.04.2006
Меры борьбы с «серыми» схемами

Таможенное оформление является важным элементом международных торговых связей любой страны, любого государства. Ни для кого не секрет, что одной из наиболее острых проблем, возникших в Российско-Китайских внешнеэкономических отношениях, является проблема использования недобросовестными участниками ВЭД «серых» схем таможенного оформления товаров, импортируемых в Российскую Федерацию из Китайской Народной Республики.

На наш взгляд, данная проблема может быть решена только лишь при активном участии государства, таможенных органов, а также путем привлечения к урегулированию вопроса профессиональных организаций и повышения ответственности таможенных брокеров, транспортных и экспедиторских компаний, занимающихся таможенным оформлением, транспортировкой и сопровождением грузов.

В связи со вступлением в силу нового Таможенного кодекса, роль таможенных брокеров и транспортных компаний, которые берут на себя все вопросы, связанные с таможенным оформлением и доставкой грузов до пункта назначения, значительно возрастает. Согласно новому Таможенному кодексу РФ, таможенный брокер – это представитель, совершающий от имени декларанта или иных заинтересованных лиц по их поручению таможенные операции, действуя на договорной основе. На практике таможенный брокер – это своего рода адвокат, поверенный, который ведет Ваши дела и взаимодействует с различными государственными организациями.

Тем самым, немаловажным в решении проблемы использования «серых» схем таможенного оформления является вопрос ответственности и эффективного взаимодействия таможенных брокеров с таможенными органами.

В настоящее время активно разрабатывается порядок взаимодействия таможенных органов с таможенными брокерами при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств по импортным и экспортным поставкам. Он должен действовать на всех этапах:

  • на стадии предварительного оформления;
  • в ходе основного таможенного оформления;
  • после выпуска товаров из таможни;
  • В свою очередь, на сегодняшний день для качественной и оперативной работы таможенного брокера в установленном порядке необходимо выполнение следующих условий:

  • наличие обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 50 млн. рублей;
  • включение в реестр таможенных брокеров;
  • административная и финансовая ответственность таможенного брокера за совершаемые им операции и уплату таможенных платежей;
  • наличие в штате таможенного брокера специалистов по таможенному оформлению с квалификационными аттестатами;
  • наличие долговременных договорных отношений таможенного брокера с транспортными компаниями, в случае если они не входят в структурные подразделения таможенного брокера, экспедиторами, обеспечивающих предварительное получение товаросопроводительных документов непосредственно после отгрузки товаров в порту отправления и информационное сопровождение товаров в пути следования до порта назначения;
  • возможность информационного сопровождения товара (контроля пользования и распоряжения товарами) после их выпуска на основании договорных отношений с представляемыми лицам.
  • Данные меры обеспечения деятельности активно способствуют предотвращению таможенными брокерами правонарушений со стороны участников ВЭД, значительно уменьшают вероятность несоблюдения таможенного законодательства, подразумеваемую под таможенными рисками, и направлены на содействие таможенным органам в проведении ими таможенного оформления и контроля. Исходя из этого, указанные меры должны лечь в основу концепции развития правоотношений таможенных органов с таможенными брокерами.

    В таможенном оформлении важную роль играет взаимодействие таможенного брокера и таможенных органов на стадии предварительного согласования, и оценки в подразделениях таможни внешнеторговых контрактов, других коммерческих и финансовых документов с подготовкой заключений по кодам товаров в соответствие с ТН ВЭД России, определения страны происхождения и определения таможенной стоимости товаров с указанием соответствующих требований к ним. Необходимо и информирование таможенными органами таможенных брокеров о требованиях таможенного законодательства, отдельных распорядительных и информационных документов ФТС России и региональных таможенных управлений к отдельным видам товаров, а также согласование перечня документов (складских, финансовых, бухгалтерских и т.д.) в зависимости от условий сделки и характера товаров, подлежащих предоставлению таможенным брокером в таможенный орган, необходимых для обеспечения таможенного контроля после выпуска товаров.

    Кроме того, таможенный контроль после выпуска товаров также может быть организован при непосредственном участии таможенного брокера и направлен на применение дифференцированного контроля в зависимости от характера товара, репутации участника ВЭД и других факторов риска.

    По заблаговременно согласованному перечню документов таможенным брокером по каждой товарной партии может осуществляться получение от участника ВЭД и проверка складских, бухгалтерских, финансовых документов в целях осуществления таможенного контроля после выпуска с последующей отчетностью перед таможенными органами о результатах проверки. Данный порядок позволит таможенным органам высвободить дополнительные трудовые ресурсы и сконцентрировать усилия на других участках с более высокой степенью риска правонарушений. Кроме того, оптимизация таможенных процедур поможет привлечь участников ВЭД к использованию легальных схем таможенного оформления товаров.

    В настоящее время таможенные брокеры могут предложить несколько направлений в работе по ускорению осуществления процедур контроля: первое направление – это время предоставления сведений о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу. Такие сведения могут передаваться в таможенные органы еще до пересечения границы такими товарами.

    Второе направление – это форма предоставления сведений о товарах. Известно, что наиболее быстрой и защищенной формой является электронная. При выполнении ряда организационно-технических мероприятий вполне возможна реализация схемы предварительного электронного информирования.

    Практическое внедрение вышеперечисленных принципов неуклонно будет способствовать развитию внешнеэкономической деятельности, как с Китайской Народной Республикой, так и с зарубежными партнерами в целом, а также во многом улучшить достоверность декларирования, а значит повысит собираемость таможенных платежей в бюджет Российской Федерации. Нам кажется, что настало время изменить отношение к официальным уполномоченным брокерам со стороны ФТС, что позволит брокерам демонстрировать участникам ВЭД преимущества бизнеса в «белом» секторе экономики. Это позиция Национальной ассоциации таможенных брокеров (поверенных), далее НАТБ, которая может стать официальным посредником между ФТС и бизнес сообществом, т.к. за счет крупнейших депозитных сумм в ФТС со стороны НАТБ, НАТБ реально может гарантировать ФТС правильность собираемых таможенных платежей. А ФТС, со своей стороны, необходимо разработать практический план борьбы с недобросовестными участниками ВЭД, за счет правильной технологии управления рисками.

    В настоящее время НАТБ – единственная отраслевая ассоциация в сфере таможенного дела, осуществляющая некую специализацию данного бизнеса.

    Первый шаг в профессиональной специализации около таможенного бизнеса был сделан с момента введения в действие нового Таможенного кодекса РФ, который установил для таможенных брокеров более высокую сумму обеспечения уплаты таможенных платежей. Это привело к увеличению ответственности таможенных брокеров перед государством и одновременно уходу с рынка организаций неспособных внести обеспечение.

    В ситуации, когда Россия находится на пороге вступления в ВТО, нам видится острая необходимость движения именно в направлении увеличения ответственности таможенных брокеров перед государством, прозрачности около таможенного бизнеса. Нашей позицией в данном вопросе является мнение о том, что таможенное оформление должно производиться только через официальных таможенных брокеров, имеющих необходимое обеспечение уплаты таможенных платежей, коими и являются компании-челны НАТБ. В свою очередь, для того, чтобы кардинально изменить отношение участников ВЭД к деятельности в «белом» секторе необходимо иметь определенные экономические и силовые рычаги, а именно преференции добропорядочным участникам ВЭД, работающим в «белом» секторе.

    На данный момент около 50% таможенных брокеров Российской Федерации являются участниками НАТБ. Эти компании, постоянно контролируемые ассоциацией, ведут честный бизнес и всегда открыты для взаимодействия с таможенными органами.

    Кроме того, НАТБ делает все возможное для дальнейшего упрощения процедуры таможенного контроля за деятельностью своих участников, что в дальнейшем позволило бы таможенным органам сконцентрировать свое внимание на менее добросовестных компаниях.

    В связи с этим, мы считаем необходимым поднять вопрос об осуществлении в долгосрочной перспективе профильности таможенных брокеров-участников НАТБ по двум следующим критериям. Во-первых, по принципу географического месторасположения. Это означает, что в том или ином регионе Российской Федерации таможенное оформление товаров будет осуществляться только при участии таможенного брокера-участника НАТБ. В такой ситуации есть возможность значительно сократить долю «серого» импорта, поскольку с одной стороны, таможенный брокер будет нести солидарную ответственность с участником ВЭД, а с другой, как участник НАТБ будет подвергаться двойному контролю, как со стороны таможенных органов, так и со стороны НАТБ.

    Во-вторых, профильность следует осуществить и по товарам особого внимания, требующих специального контроля таможенных органов, а также по товарам, входящим в группу риска в связи с возможностью предоставления поддельных лицензий, сертификатов и иных документов и заявления недостоверных сведений о товаре. В этом случае таможенный брокер-участник НАТБ будет нести полную ответственность за таможенное оформление данных групп товаров, что делает нецелесообразной работу по «серым» схемам. Именно таким образом можно наиболее эффективно вытеснять недобросовестных участником внешнеэкономической деятельности с российского рынка.

    Все эти меры также позволят существенно сузить рамки оперативного таможенного контроля, и что не менее важно, позволят добросовестным таможенным брокерам развивать рынок около таможенных услуг в Российской Федерации в легальном русле.

    Сегодня конкуренция на рынке таможенных услуг действительно очень жесткая. На наш взгляд, в сложившейся ситуации шансы остаться на рынке имеют те компании, которые предложат наиболее широкий комплекс услуг при минимальных затратах, найдут общий язык с таможенными органами и клиентами, разработают оптимальные схемы внешнеторговых операций, окажут помощь в получении всевозможных разрешительных и тому подобных документов. У брокеров должна быть гибкая ценовая политика, система скидок для постоянных клиентов, они должны заинтересовать компании свои имиджем и надежностью.

    Именно сформировавшийся рынок качественных услуг в сфере таможенного дела и грамотная продуманная политика таможенных органов, направленная, с одной стороны, на упрощение и ускорение таможенных процедур, а с другой – на выстраивание четкой системы контроля за участниками ВЭД, станут следующим значительным шагом в привлечении участников ВЭД к работе в «белом» секторе экономики.

    Генеральный директор ООО «Далк», М. А. Бейнштейн, специально для ChinaPRO


    Источник: Деловой журнал "ChinaPRO" - Весь Китай

    © 2001-2007 Общероссийский таможенный брокер (представитель) "Далк" - таможенное оформление, декларирование, экспедиторские услуги, логистика, СВХ, помощь участникам ВЭД.
    Oбщероссийский таможенный брокер (представитель) "ДАЛК"
    ®
    RUS | ENG | CN
    НОВОСТИ
    публикации
    УСЛУГИ
    ПАРТНЁРЫ
    СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    НАШИ НАГРАДЫ
    ПОЛЕЗНОЕ
    КОНТАКТЫ
    ВАКАНСИИ
    TRACKING SYSTEM
    ON-LINE ЗАПРОС

     


    Сделано OkeanIT