ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ТАМОЖЕННЫЙ БРОКЕР (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ)

ПУБЛИКАЦИИ

01.12.2008
Логистика и логисты

Любое производство, торговля оптовая или розничная не могут существовать без логистики. От того, как организована эта деятельность во многом зависит конечная цена товара, что крайне важно для потребителя. Учитывая, что затраты на логистику достигают 25-30% в цене товара, вопросы оптимизации логистических процессов являются крайне актуальными для всех нас. Именно поэтому мы очередной раз возвратились к этому сегменту экономики и решили внимательно проанализировать, что сегодня представляет собой отечественная логистика во всех ее проявлениях, ответить на вопросы, какие проблемы и каким образом решают в этой области сами логисты, а также игроки рынка бытовой техники и электроники.

Логисты бывают разные... До специальных концепций российских логистических компаний нам пока еще далеко. В Европе и Америке есть фирмы, работающие в логистике более 100 лет. В России последняя начала развиваться в начале 1990-х годов, тем не менее, уже существует несколько направлений развития логистических компаний.

По мнению Владимира Елина основные из них следующие:

  • Компания, стремящаяся к универсализации логистических услуг;
  • Оператор, пытающийся предоставлять широкий ассортимента логистических услуг (например, таможенные, транспортные, экспедиторские, складские услуги);
  • Провайдер, старающийся обеспечить сетевой сервис, в различных регионах РФ;
  • Логистическая фирма, в основу которой положена узкая, лицензионная специализация, например – в области хранения медицинских препаратов и лекарств.
  • Светлана Домнина говорит о том, что анализ рынка услуг логистических операторов позволяет выделить условно пять типов компаний, работающих на рынке: транспортные компании, экспедиционные компании, складские комплексы, таможенные брокеры и склады СВХ, логистические интеграторы, оказывающие комплекс услуг. -- Мы все чаще говорим об управлении цепями поставок, что требует скоординированной работы всех участников. Некоторые компании пытаются охватить весь перечень услуг. Но это может привести, к созданию большого количества “слабых“ игроков на рынке, -- опасается г-жа Домнина. Кстати, данное мнение специалиста – повод поразмыслить над тем, стоит ли игрокам рынка логистики бежать наперегонки к «звезде по имени 3PL» или лучше прийти к состоянию тотально-комплексного логистического оператора, хотя и без необоснованных проволочек, но все-таки естественным эволюционным путем.... Минусы и плюсы описанных Владимиром Елиным компаний, отдающих предпочтение разным направлениям развития, вопрос спорный, ибо каждый потребитель сам определяет и выявляет эти моменты. Одно можно сказать – все логистические компании стараются балансировать в пределах цена-качество, иначе их тяжелый труд будет не востребован рынком.

    -- Для клиента интереснее те логистические операторы, которые как раз и работают по принципу цена-качество, -- подчеркивает председатель совета директоров ЗАО Smart Logistic Group. -- Кстати, говоря о критерии цена-качество, я уже подразумеваю, что там же учитываются оперативные параметры, такие как скорость обработки услуг, возможность обработки широких массивов ассортимента, и т.д. Исключение составляют сложные клиенты – для них действуют другие критерии, больше зависящие от рентабельности операций для логистического оператора, в этом случае уже логистический оператор выбирает клиента, а не на оборот.

    Инструменты конкуренции

    Сегодня ведущие конкурентоспособные логистические компании предлагают комплексный продукт, включающий международную перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта, таможенное оформление, услуги СВХ, ответственное хранение, организацию вывоза грузов со склада и др. Основная же тенденция логистического рынка сегодня – повсеместное предложение дополнительных услуг, когда клиент может получить целый комплекс услуг для более успешного ведения бизнеса. Светлана Домнина приводит здесь в пример некоторые компании, в частности предлагающие работу с поставщиками, услуги по управлению запасами. Одной из них является ГК “ Севертранс”, многие годы специализирующаяся именно на электронике и бытовой технике.

    «Допуслужный» подход является одним из условий выживания в высококонкурентной среде и в своем предеделе он стремится к комплексности и аутсорсингу, о которых шла речь выше. Можно даже сказать, что провозглашение компаниями аутсорсинга в качестве основной желаемой формы сотрудничества с потребителями имеет на логистическом рынке все признаки «модной» тенденции.

    Однако, следуя за модой, не стоит забывать и о древнейших основных принципах работы в любой отрасли услуг – внимание к клиенту, своевременное реагирование на любое обращение клиента, индивидуальный «ювелирный подход» к каждому клиенту и так далее. – Индивидуальный подход в нашей компании реализуется в форме периодического опроса клиентов по вопросам качества предоставляемых услуг, в ходе которого мы выявляем результаты положительной работы и вопросы, требующие срочной корректировки и улучшения, -- делится опытом Наталья Иванова.

    Практика последних лет работы логистического рынка России показывает, что существенно меняются критерии принципов выбора партнера – логистического оператора. Если ранее основным критерием была стоимость предоставляемых услуг, то в настоящее время данный критерий является не основным, уступив место качеству и профессионализму услуги, стабильности логистического партнера, скорости, ассортименту услуг. Это означает, что конкурентный бизнес-инструментарий также претерпевает изменения. Если рассматривать его детально, то сегодня он состоит максимального спектра преимуществ перед конкурентами и попыток расширения спектра логистических услуг, ценовых регуляторов на оказываемые услуги, и повышения качества обслуживания с регистрацией сертификаты ISO 9001. – В качестве повысить привлекательность компании в лице потенциального клиента, провайдеры внедряют новейшие технологий в производстве логистических услуг, в частности – современные системы учета движения товара по складу – WMS, -- рассказывает Владимир Елин. -- Существуют и внедряются современные системы клиентских программ, позволяющих быть внимательнее к клиенту и оперативнее реагировать на его меняющиеся интересы. Но самое главное – это работа с кадрами компании занимающейся логистическими услугами, обучение и сертификация сотрудников компании, финансовое стимулирование сотрудников к качественному и производительному труду.

    Юрий Павлюк, согласен с мнением Натальи Ивановой о том, что во главу должно быть поставлено внимательное отношение нуждам и потребностям клиента, даже ежедневным просьбам. Маркетолог уверен, что компания должна действовать проактивно. По его словам в TNT сотрудники, ведущие определенных клиентов, регулярно интересуются качеством предоставляемых услуг. И если становится понятно, что в связи с обстоятельствами непреодолимой силы сроки «съезжают», не дожидаясь пока клиент позвонит и пожалуется на срывы в исполнении оговоренных условий контракта, менеджер звонит сам и сообщает партнеру и возможных неприятностях и извиняется за причиненные неудобства.

    В независимости от большего или меньшего стремления логистических компаний к повышению конкурентоспособности, требования стали жестче, усиливается легализация рынка и выход его из тени, особенно наглядно это видно в сфере транспорта и таможни. Правда, по словам Сергея Шкарупы, этому процессу мешает постоянно отстающее юридическое и налоговое законодательство с его внутренними и межведомственными противоречиями. Он считает, что по приоритетности конкурентных преимуществ сегодня по-прежнему на первом месте стоит цена услуг, на втором качество, которое начинает вытесняться надежностью логистических компаний в плане соблюдения налогового законодательства.

    Как и во многих отраслях российской экономики, на логистическом рынке существуют некоммерческие общественные организации, объединяющие логистичеких операторов. В частности – Гильдия логистических операторов созданная в 2005 году решением Президиума Московской Торгово-промышленной Палаты. В настоящее время в состав Гильдии входят около 50 предприятий-членов Палаты. Гильдия с одной стороны лоббирует интересы членов в федеральных и московских законодательных, исполнительных и других органах государственной и муниципальной власти и иных структурах, путем участия в законотворчестве, а с другой рекламирует деловые возможности членов гильдии среди потенциальных клиентов, прежде всего членов МТПП, посредством информационного обмена между членами Гильдии, членами МТПП и взаимодействия с другими структурами МТПП. Таким образом, выходит, что мы фактически имеем дело с дополнительным инструментом привлечения клиентов, который тоже – инструмент конкурентной борьбы. Правда членство в гильдии налагает на его членов определенные обязательства и необходимость поддержки стандартов бизнеса на высоком уровне. Впрочем, в стратегическом плане это не столь и обременительно – в атмосфере повышения прозрачности деятельности компаний и требований со стороны государства и клиентов постепенно все участники рынка вынуждены приступить к работе над четкостью и понятностью своих бизнес-процессов.

    Соотношение сил

    Как и во многих отраслях российской экономики, в логистическом сегменте жизнь не стоит на месте. Процесс передела рынка происходит непрерывно. Если еще четыре года назад в российской логистике прослеживалось достаточно четкое разделение компаний по специализации на транспортно-экспедиционные, таможенные и складские компании, то сегодня уже набрал силу процесс расширения логистическими компаниями спектра своих услуг в сторону полного комплекса. В основном это происходит за счет различных видов слияния или открытия в логистических компаниях новых для их основного бизнеса дополнительных направлений. Так, например, складские компании обрастают экспедицией, транспортом, а экспедиторы или перевозчики начинают организовывать свои таможенные отделы или строить склады. Не отстают и сами клиенты, которые создают собственные логистические комплексы, да и девелоперы, которые, построив крупные складские комплексы, начинают на их базе создавать логистические центры. -- Основная стратегия и тенденция на рынке логистических услуг – это укрупнение и географическое расширение сетей в регионы при унифицированном типе складских помещений и переход на комплексное обслуживание «Door-to-door». Правда, в регионах пока наблюдается сильное сопротивление местных компаний, оказывающих отдельные, разрозненные услуги, -- делится наблюдениями управляющий директор ГК «САННА-ЛИТЕР» Сергей Шкарупа. -- Знаменательно, что в этом году уже начала проявляться тенденция на специализацию логистики под определенные виды товаров. Среди старых логистических компаний, успешно действующих на российском рынке, можно отметить Транс логистик консалт групп (ТЛК), САННА-ЛИТЕР, РЛС, Schenker, FM Logistic, STS-Logistics и др.

    Однако свято место пусто не бывает, создаются новые, да и западные игроки выходят на российский рынок скупая существующие логистические компании или пытаясь создать свои собственные сети. Ярким примером может послужить приобретение компанией Itella одного из крупнейших игроков рынка – компании НЛК.

    ТОР-10 лидеров рынка логистических услуг-2007

    По версии шестого по счету ежегодного рейтинга «Логистический оператор России – 2007», составляемого на основе конкурса Коммерческим информационным аналитическим центром (КИА центр) и ЕвроАзиатской Логистической Ассоциацией (EALA) ТОР-10 лидеров рынка логистических услуг-2007 выглядит следующим образом:

  • DPD в России (Москва)
  • Группа компаний «РЛС» (Москва)
  • Группа компаний "Совтрансавто" (Москва)
  • Группа компаний «Совфрахт-Совмортранс» (Москва)
  • Компании группы "ФМ Ложистик" (Московская область)
  • Компания «Кинетика» (Екатеринбург)
  • "Логистическая компания "Веста" (Москва)
  • Международная холдинговая компания ATL (Санкт-Петербург)
  • Национальная Логистическая Компания (Московская область)
  • Фирма ЦВ "Протек" (Москва)
  • Более подробную расширенную информацию (о победителях и лауреатах различных номинаций) конкурса можно получить на сайте Рейтинга «Логистический оператор России» по адресу http://www.prorating.ru/results_rating_2007.php

    Игроки со стороны

    Как мы уже упомянули, на логистическом рынке имеет место осуществление логистических функций компаниями, которые специализируются совершенно на другой деятельностью и, по-хорошему, являются потенциальными клиентами логистических фирм, нежели операторами. Среди них сети розничной торговли, дистрибуторы, производственные и строительные компании. Все они самостоятельно развивают различные направления логистики: создают собственные транспортные подразделения, строят склады, организуют работу распределительных центров. Отчего же так происходит?

    Начальник отдела развития и перспективных направлений Общероссийского Таможенного Брокера «ДАЛК» Александр Крылов:

    В настоящее время из сферы деятельности крупных предприятий выпадают логистические (и как составная часть - таможенная логистика) функции. Причины, по которым это происходит:

  • логистическое управление весьма дорогостоящее (требует крупных инвестиционных затрат);
  • логистическое управление – сложный процесс (требует знания и применения современных технологий).
  • Поэтому оптимальным решением является сосредоточение всех логистических функций или в специально создаваемых службах логистики компании, или, если потребительская компания работает с большими объемами грузопотоков, то используют модель взаимодействия через передачу полномочия в специализированные компании, которые гарантируют высокое качество обслуживания при собственных низких затратах.

    Сейчас начинает появляться целый ряд фирм, предлагающих комплексные пакеты логистических услуг, что очень показательно. Появляется возможность отдать под контроль компании сразу все логистические операции, включая консультации, выполнение необходимых экспертиз, внедрение информационных систем. Как правило, у таких компаний накоплен богатый опыт в логистическом управлении, в них работает квалифицированный персонал и имеется развитая инфраструктура (терминал или терминальная сеть, разнообразный свой парк автомобилей, а также сеть международных транспортных агентов). Однако из этого комплекса почти всегда выпадает профессиональный консалтинг по таможенному законодательству. Не банальное «оформление на таможне», а профессиональный консалтинг, предлагающий методы таможенного оформления в рамках законодательства с применением сложных методик построения таможенного оформления с применением специальных процедур, получением классификационных решений, процедур упрощенного таможенного оформления и т.д. Компании, который дорожат своей репутацией, как правило обращаются к организациям которые могут предоставить все услуги в комплексе. Наша компания делает на это акцент и предоставляет весь спектр услуг, что в итоге экономит время и деньги наших клиентов.

    По мнению Сергея Шкарупы, как правило, это связано с недостаточным качеством логистических услуг, предлагаемых профильными игроками рынка логистики. Так, однажды столкнувшись с непрофессионализмом логистического оператора, некоторые компании во избежание риска срыва поставок, некачественной обработки грузов, несоблюдения условий транспортировки и хранения и т.п. начинают заниматься логистикой самостоятельно, поскольку тем самым могут полностью контролировать весь процесс.

    Что же необходимо, чтобы каждый занимался своим делом? Для начала скажем, что рынок логистических услуг в России быстро развивается, растет конкуренция, а вместе с ней и качество логистических услуг, начинают появляться 3PL-операторы, предоставляющие клиентам полный комплекс услуг по транспортной, складской и таможенной логистике. Правда, по мнению некоторых специалистов – это лишь, что называется, «начало большого пути». Например, г-н Шкарупа уверен – сейчас много говорится о предоставлении логистических услуг в формате 3PL, но это перспектива 2010-2012 г.г, потому что пока к такой услуге, хотя в ней необходимость есть, с точки зрения внутреннего управления не готовы даже сами клиенты, что говорить о складах и перевозчиках.

    Если мы присмотримся к истории и тенденциям рынка логистики, то увидим, что связка ритейлер - логистический оператор достаточно распространена на западном рынке и в процессе становления на российском.

    И если взять за отправную точку, то, что потребитель занимается логистической деятельностью от безысходности (а не стойко желает кардинально диверсифицировать свой бизнес, как это делает Группа компаний «СВ», удовлетворяющая нужды собственного ритейл-оператора и предлагающая услуги на сторону), то со временем помочь ему смогут логистические компании, работающие именно по 3PL-схеме, то есть оказывающие тем же ритейлерам максимально комплексную услугу. Как известно, масштабы деятельности последних таковы, что, в частности, необходимо постоянное расширение складских площадей, особенно в случае присутствия в работе фактора сезонности. Поэтому ритейлерам могут быть интересны и складские комплексы, причем качественные, которые предлагаются крупными операторами. -- Потребности в аренде складов возникают и при выходе в новые регионы: как правило, компания сначала открывает торговые точки и только потом в случае необходимости приступает к строительству собственных складов, -- анализирует управляющий директор ГК «САННА-ЛИТЕР». -- Это накладывает тяжелое инвестиционное бремя на ритейл, который по своей сущности должен быть динамичным и быстро следовать за спросом. Поэтому зачастую при наличии качественного предложения бывает удобнее арендовать подобные площади. Со словами специалиста трудно не согласиться – его доводы в определенной уместны даже для холдингов, которые активно развивают логистическое направление, желая стать на российском рынке самодостаточной бизнес-единицей.

    Действительно, создание собственных трансп

    Источник: журнала "Электроника: производство и торговля"


    Постоянный адрес этого материала http://dalk.ru/publications/29.htm